Кто поможет казахстанцам решить спор со страховщиком
Досудебное урегулирование страховых споров обсудили на этой неделе казахстанские страховщики, в том числе Номад Иншуранс, столичные судьи, юристы и страховой омбудсмен на круглом столе в городском суде Астаны.
Актуальность этой темы объяснялась тем, что с 1 января в законодательстве появилось новшество – в случае возникновения разногласий со страховой компанией клиент обязан обратиться к страховому омбудсмену. Он бесплатно урегулирует споры по всем видам страхования, в которых страхователями выступают физические лица и представители малого бизнеса, все остальные – только в рамках обязательного автострахования. Но есть важное условие – сумма требования по разногласиям между страховщиком и страхователем не должна превышать 10 000 МРП, это порядка 37 миллионов тенге в 2024 году.
Страховой омбудсмен или примиритель, как его еще называют, заслушивает обе стороны спора, изучая документы, проводит бесплатную оценку размера ущерба и выносит решение, которое страховщик обязан исполнить. Срок урегулирования разногласия не более двух месяцев. Если клиент не доволен решением омбудсмена, в таком случае он имеет право обратиться в суд. По данным Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, в 2023 году омбудсмен рассмотрел 2802 обращения и только четыре из них были обжалованы затем в суде.
Институт страхового омбудсмена в Казахстане появился в 2007 году. Это независимая от страховщиков структура. Офис омбудсмена расположен в Алматы, на улице Рыскулбекова, 28/7 (2 этаж). Обращение также можно подать на сайте страхового омбудсмена.